logotype

Центр стратегічних досліджень та анализу

громадська организація

agro
SICH

"Континентализм – вот ключевое слово для строительства Большой Европы от Лиссабона до Владивостока!"

28.03.2013 21:10

"Континентализм – вот ключевое слово для строительства Большой Европы от Лиссабона до Владивостока!"



Оливье ВЕДРИН

Ректор Континентального университета (Киев),

Лектор Европейской комиссии (TEAM-EUROPE France),

Главный редактор русской версии журнала «Национальная оборона» www.defnat.com,

Издатель европейского журнала EUFAJ www.eufaj.eu




Среди множества вопросов, возникающих сегодня вокруг Европейского Союза, есть один, который требует от нас незамедлительного ответа, поскольку от него зависит разрешение целого ряда других противоречий: нам следует определиться, хотим ли мы, чтобы Европа в полном смысле этого слова стала по-настоящему сильной державой. История создания Европейского Союза началась более 50 лет тому назад. Сейчас мы переживаем период кризиса, который со всей очевидностью доказывает, что не может быть единой валюты без сильного государства. Некоторые сетуют на то, что Европы «слишком много», и даже готовы выйти из Евросоюза, тогда как другие хотят «побольше Европы». Строительство экономической Европы с Валютным союзом уже завершено, а вот политическая Европа ещё только формируется. Отцы-основатели рассчитывали на более быстрое развитие своего детища, и по-прежнему остаётся неясным, чем вызваны опасения и безразличие по отношению к политическому союзу? Доля воздержавшихся, традиционно высокая на выборах в Европе, отражает скорее недостаточную политизированность дискуссий на европейском континенте, чем подлинную незаинтересованность населения, которое, похоже, напротив, видит в этом образовании некий смысл. Не в этом ли отсутствии дебатов по поводу будущего Европы и кроются истоки нашего бессилия? И не должен ли Европейский Союз пойти по пути сближения с Россией, чтобы обрести силу? Следует ли нам заняться созданием политического, экономического и культурного пространства на европейском континенте?

Рассмотрим ситуацию с прагматической точки зрения: если мы хотим избежать столкновений ЕС с Россией, чтобы не допустить очередного раскола Европы на два лагеря, что повлекло бы за собой ослабление наших позиций на мировой геополитической арене к великой радости наших конкурентов, то нам придётся очертить поле совместной деятельности. Нам всем нужно работать над установлением стратегического партнёрства по типу проекта четырёх «единых пространств». На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года Россия и ЕС приняли совместную декларацию о создании и утверждении этих четырёх единых пространств: экономического пространства, пространства свободы, безопасности и правосудия, пространства внешней безопасности, пространства научных исследований. Дорожные карты по этим четырём пространствам были одобрены 10 мая на московском саммите, в котором принял участие лично Владимир Путин. Такое пространство вдоль оси «Париж-Берлин-Москва» стало бы воплощением идеи генерала де Голля о Европе от Атлантики до Урала.

Возможно, этот кризис даёт шанс всей Европе. В самом деле, если она устоит за счёт декларируемой солидарности её государств, то заслужит самые благоприятные отзывы со стороны своих граждан. Таким образом начнётся новый период в истории Европы, в который она войдёт единой и сплочённой, с демократией на огромной территории, с обновлённой экономикой; она сможет дать отпор будущим проблемам и кризисам, и её голос, её предложения будут услышаны в многополярном мире. Пожалуй, нам стоит вернуться к исходной точке прекрасного европейского приключения – мечты о единении народов, которые так долго воевали между собой.


Начиная с 1990 года, после развала СССР, перед Россией стоят две основные проблемы: переход от замкнутой советской экономической системы к открытой и либеральной капиталистической экономике, а также от плановой экономической модели к рыночной. Экономика России, входящей в Большую Восьмёрку – клуб самых высокоразвитых государств, занимает в мировом рейтинге восьмую позицию. Незадолго до финансового кризиса, разразившегося в 2008 году, Россия объявила об увеличении своего ВВП в среднем почти на 6,8% в год за период с 1999 по 2004 годы (после финансового кризиса 1998 года). В 2009 году показатель экономического роста в России был отрицательным (-7,9 %), а в 2010 году вернулся к положительным значениям (+ 4,4%). (Источники: EIU, IIF, FMI, Экономические службы EDC). 

СССР был одной из мировых держав, одержавших победу во Второй мировой войне, и в 1945 году Советский Союз и США поделили между собой весь мир. Сталинградская битва (январь 1943 года) переломила ход войны, и советская армия сумела дойти до Берлина. Затем Европа раскололась надвое, разделённая так называемым «железным занавесом», который был разрушен только с падением Берлинской стены в 1989 году. 21 декабря 1991 года Михаил Горбачёв распустил КПСС, и СССР прекратил своё существование. Россия как главная наследница СССР заняла его место в международных организациях, в том числе – в постоянном представительстве при Совете безопасности Организации объединённых наций. В 1991 году был образован СНГ – политический и экономический союз, призванный поддерживать связи между республиками бывшего СССР.

В 2000 году приход к власти Путина принёс России перемены на мировой политической арене после периода правления Ельцина, запомнившегося крахом страны и государственной власти.

Формирование по-настоящему сильной Европы возможно только в контексте построения тесных связей между ЕС и Россией, и первым шагом на этом пути можно считать создание «единых пространств». И такие шаги нужно безотлагательно ускорить!

В 1990-х годах Запад обижал Россию, недооценивая её. С приходом к власти Путина в 2000 году уже не Россия, а скорее ЕС стал объектом подозрений, вызванных главным образом «цветными революциями», которые воспринимались как посягательство на сферу влияния, унаследованную от СССР. Еще до возникновения этой волны Кремль делал попытки договориться с ЕС, чтобы создать противовес американскому влиянию в Европе, и заботы о противоракетном щите в очередной раз заставили обратить внимание на унизительную потерю того защитного механизма, которым был Варшавский договор. Затем последовали грузино-осетинские столкновения, и для Москвы Рубикон был перейдён. Ответный удар был нанесён быстро, показательно и недвусмысленно. Преодолев этот кризис, Россия заняла новую позицию на Кавказе и ещё раз подтвердила свою главенствующую роль в этом регионе.

Нынешний экономический кризис заставляет нас пересмотреть само понятие капитализма, и это не конец той системы, о которой нам стоило бы поговорить, а нечто большее, чем её коренная трансформация. После подписания Маастрихтского соглашения ЕС высказалось за «социальную рыночную экономику». Эта новая организация рыночной экономики также может послужить сферой приложения совместных усилий ЕС и России для их сближения в рамках «экономического пространства». Начиная с 1980-х годов финансы подчинили себе экономику и сделали её функционирование виртуальным (напр., рынки опционов). Но настоящая экономика не виртуальна, она реальна и выражает стоимость труда. «Я произвожу и продаю то имущество, которое существует» – в этом состоит единственная мораль рыночной экономики.

Финансист вовсе не должен в одиночку приводить в движение всю систему, это в принципе не его обязанность; всё основано на деятельности предпринимателя. Банкам следовало бы вернуться к изначально поставленным перед ними целям: к обслуживанию предприятий! В этом и заключается единственный смысл экономики, которого мы вправе ожидать. Не нужно пустых обещаний: рыночная экономика не в силах стереть социальные различия или перестроить систему здравоохранения – всё это не является и никогда не станет её задачей, это функции государства и вопрос выбора политической линии.

Но это вовсе не означает, что мы не должны задуматься об адаптации системы к возможным сложностям и к современному миру. Возврат государства к его функции руководящего начала в тех формах, которые ещё предстоит определить, представляется мне совершенно необходимым для контроля за издержками рыночной экономики и установления тех юридических границ, за которые частный бизнес выходить не вправе; возврат государства в эту сферу даст возможность бороться с коррупцией как на уровне общества в целом, так и в экономике в частности. Кроме того, государство должно, как это делал в своё время генерал де Голль, инициировать крупные стратегические проекты, нацеленные на будущее, а также реализовывать программы помощи и поддержки для предприятий, главным образом для малого и среднего бизнеса, подобные программам Европейского Союза. Дать старт таким проектам может только государство, поскольку зачастую они не приносят сиюминутной прибыли и, следовательно, в первое время не могут быть привлекательными для частных инвесторов. Наконец, государство должно разработать юридический кодекс для предприятий по таким аспектам, как конкуренция, распределение и функционирование монополий, налоги, и именно в этом направлении работает в Европейской комиссии европейский комиссар по конкуренции. И всё это – в бюрократизированной экономике, которая всегда требует много денег, людских ресурсов и времени. Четыре европейских «единых пространства» способны принять вызов во благо каждого из нас. Такое сотрудничество ЕС и России может стать шансом для континентальной Европы: если она будет принимать взвешенные решения для защиты наших обществ, то превратится в нового важного партнёра сначала для своих граждан, а потом и для всего мира.

Сказав несколько слов о необходимом возврате в экономику государства, а значит, и политической власти, нам нужно проанализировать те структурные возможности, которыми располагают наши экономики, чтобы объективно оценить все перемены. А начинаются они с необходимости акцентировать внимание инвесторов на сфере научных исследований, что пошло бы на пользу учёным. Именно здесь кроются наши будущие доходы, а значит, и будущие рабочие места. При этом нам понадобится вкладывать средства в новые технологии. Таким образом, мы должны будем работать и в том «едином пространстве», в которое входит наука. Динамично развивающееся научное «единое пространство» позволит нам инвестировать в новые технологии; например, усилия специалистов в области возобновляемой энергии способствуют также созданию материальных благ и рабочих мест. Экологические проблемы ставят нас перед необходимостью менять свой образ жизни, что в ближайшем будущем приведёт к созданию предприятий, удовлетворяющих потребности в новых материалах, новых видах энергии, которые требуются для новых способов потребления. Вхождение России в ВТО (World Trade Organisation) самым благоприятным образом скажется на её способности преодолевать в будущем экономические трудности, в частности, в сфере новых технологий.

Для того чтобы приспособиться к новому раскладу, нельзя не затронуть и ещё один аспект: роль новых партнёров, выступающих с предложениями, то есть дополняющих функции государства. Именно им придётся взять на себя урегулирование крупнейшего кризиса, самый сложный период которого ещё впереди. Нынешний экономический и финансовый кризис мог бы ввергнуть нас в глобальную «рецессию», из которой мы выберемся только «через верх», то есть в том и только в том случае, если пересмотрим и интегрируем роль новых партнёров, выступающих с предложениями, то есть дополняющих функции государства. Демократия во власти переживает эпоху перемен. Для наших компаний это может послужить мощным стимулом к демократическому обновлению, подтолкнуть их к переменам. Арабские революции влились в это международное движение за разрушение культурных барьеров между обществами на нашей планете благодаря развитию средств информации.

Новое управление должно осуществляться на уровне отдельных стран, на уровне Европы и на мировом уровне. Цель такого управления – приблизиться к политическому оптимуму, обеспечив тем самым дееспособность и эффективность власти. А залог успеха – глобальный подход к реализации властных полномочий, основанный на активном диалоге, поиске консенсуса и учёте всего многообразия интересов. Во времена кризиса такой интегрированный подход представляется особенно актуальным и полезным. Это ещё одна возможность для привлечения граждан к непосредственному и постоянному участию в жизни их населённого пункта и / или региона. Люди действительно почувствуют себя влиятельной силой во всех процессах, которые обусловливают принятие тех или иных политических решений, а в период кризиса это поможет смягчить многие социальные противоречия. Вот она – благодатная почва для уверенного становления демократии, которая, став свершившимся фактом, послужит гарантом справедливости и экономического роста. Экономическая модернизация должна сопровождаться модернизацией политической – это важнейший урок, который нам придётся усвоить, если мы хотим благополучно преодолеть переходный этап в развитии наших пост-индустриальных обществ. В самом деле, благодаря таким средствам как Интернет и порождённая им глобализация информации, демократия во власти переживает эпоху перемен. Участвовать в разрешении этого мирового кризиса будут как отдельные граждане и группы граждан, объединённые в ассоциации, так и неправительственные организации и фонды. Для наших обществ это послужит мощным стимулом к демократическому обновлению, а дискуссии, которые за этим последуют, станут источником перемен в системе самого государственного управления.

Статус гражданина континентальной Европы будет означать поддержку четырёх ценностей – Демократии, Диалога, Прав человека и Солидарности – краеугольных камней, на которых будет строиться могущество Большой Европы. Ещё одной его составляющей станет общество: речь идёт о стремлении присоединиться к некоей модели. Порой говорят об американском стиле жизни; а нам следует пропагандировать европейский стиль жизни, пытаясь найти в наших культурах, в трудах наших философов или в том, что составляет нашу духовную основу, идеи для формирования новой модели общества. Главное – создать европейскую мечту, поскольку мы не в состоянии строить, например, оборону, если с самого начала у нас нет желания жить вместе, имея общие планы. Такую модель ещё предстоит сформировать, но пока налицо недостаточно активные дебаты по этому поводу на всём европейском континенте. Что обеспечило успех французской революции? Некий порыв, свежая струя, которую внесли в мир её идеи: «Свобода, равенство, братство». Люди из подданных превратились в граждан, а значит, стали хозяевами своей личной и общественной судьбы. Военными победами, которые спасли молодую республику, она, несомненно, обязана своей армии, но также и своими ценностями, защитником которых был каждый её солдат. Строительство «социальной, экономической и политической модели континентальной Европы» станет серьёзной альтернативой другим предлагаемым моделям общественного устройства. Континентальная политическая школа для строительства Большой Европы – вот отправная точка крупнейшей в Европе политической авантюры XXI века! 

Оливье ВЕДРИН, специально для Центра стратегических исследований и анализа.


Оцінка 0

Додати коментар

Для того що б залишити коментар, необхідно увійти через соц мережу.

ЗМІ ПРО НАС

1

20.01.2024 10:20

Ігор Смешко знову обурив російських пропагандистів правдою про історію України, або як зомбують росіян

img

Передачу, яка вийшла 29 грудня року на Першому російському телеканалі, кремлівські пропагандисти готували заздалегідь ...

4

24.04.2013 12:00

Игорь Смешко: «Смысл жизни — в непрерывности процесса созидания»

img

Газета "ФАКТЫ и комментарии", интервью с Игорем Петровичем Смешко. ...

5

30.01.2013 01:01

Молчание спецслужб по «делу Развозжаева» разрушает веру украинцев в государство

img

Замалчивание руководством СБУ ситуации по «делу Леонида Развожаева» разрушает веру украинских граждан в органы государственной власти собственной страны. ...

ПОГЛЯД

Опитування

Які проблеми є найбільш актуальними для України?

  • корупція;
  • неефективність державного апарату;
  • безробіття;
  • низькі зарплати і пенсії;
  • неконкурентоздатність українських товарів;
  • відсутність національної стратегії
Результати