23.02.2013 17:43
6 февраля, выступая на брифинге в Кабинете Министров, министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк заявил, что 24 украинских спиртзавода в скором времени будут перепрофилированы на производство биотоплива. «В этом году законодательством рекомендовано обеспечить 5% производства биотоплива. В следующем году это уже будет обязательство, а не рекомендация», — сказал он. По словам господина Присяжнюка, хотя скептики и критики считают производство биотоплива неэффективным, «для аграрного сектора — это добавленная стоимость».
Идея министра не нова. 6 сентября 2007 г. премьер Юлия Тимошенко также заявляла: «Если верно построить аграрный комплекс, Украина станет аграрным Кувейтом». С тех пор прошло больше пяти лет, но желающих найти панацею от энергетических бед нашей страны меньше не стало. И вот уже очередной чиновник утверждает: стоит только захотеть, и 10, нет, 20, нет, 30% автомобилей можно перевести на самое лучшее в мире топливо уже к 2015 году, выпуская по 4, нет, по 5 млн т биоэтанола ежегодно. Дело за малым — «поддержать отечественную спиртовую отрасль», навязав потребителям выпускаемый ею ресурс. Правда, и пять лет назад, и сегодня власть предержащих абсолютно не интересует, захотят ли украинские автомобилисты покупать эту бурду (по В. Далю — продукт, негодный для питья).
Безусловно, ежегодные $375 млн (а именно столько стоит 5 % топливного рынка Украины), — весьма привлекательный куш для предприятий ГП «Укрспирт», бывших в советское время гордостью нашей страны. Особенно если учесть нынешнее состояние отечественных предприятий и качество выпускаемой ими продукции, не соответствующей современным требованиям ликероводочной промышленности. В условиях, когда «Укрспирт» зарабатывает всего несколько десятков миллионов гривень ежегодно (тогда как его общая задолженность подбирается к миллиарду), производство биоэтанола может стать настоящим Клондайком. Правда о его экспорте следует забыть, поскольку отпускная цена отечественного спирта вдвое выше, чем в России и Белоруссии, не говоря уж о европейских странах, где в 2009-2011 гг., не выдержав конкуренции с бразильским ресурсом, остановилось более 20 спиртовых заводов. Куда же сливать выпускаемый продукт?
Незначительная доля топливного рынка, занимаемая в настоящее время производителями биоэтанола (0,7%), и отсутствие перспектив для ее увеличения заставляют ГП «Укрспирт» лоббировать принудительное увеличение доли смесевого бензина в общем объеме реализации традиционного топлива в нашей стране через соответствующие нормативные акты.
Мнение 8 млн отечественных автомобилистов никого, похоже, не интересует. Между тем, ходовые испытания транспортных средств, проведенные в ГП «ГосавтотрансНИИпроект», подтвердили, что использование смесевого бензина с содержанием биоэтанола свыше 7% требует переоборудования их топливных систем. Федеральный орган автомобильного транспорта (Kraftfahrt-Bundesamt) назвал смесь с содержанием биоэтанола 10% неприемлемой для всех моделей Daewoo, Lada и Mitsubishi GDI; Chevrolet Matiz, Aveo, Nubira, Lacetti; Mercedes-Benz C 200 и CLK 200; всех моделей Opel 2003-2010 гг. выпуска; Škoda Octavia, Fabia, Felicia и многих других. Доля перечисленных транспортных средств в отечественном автопарке достигает 66% — около 4,5 млн автомобилей.
Не следует также забывать, что ни на эксплуатационные характеристики, ни на методы испытаний реализуемого на украинских заправках смесевого топлива стандартов не существует. Ни один из производителей автомобилей не рекомендует их использовать, а если будет установлено, что они стали причиной неисправностей, вправе отказать владельцу в гарантийном ремонте транспортного средства. В связи с этим хотелось бы предложить чиновникам в качестве эксперимента перевести на продукт «Укрспирта» автопарк Государственного управления делами. А мы прежде чем заправлять свои автомобили чудо-топливом, посмотрим, чем это закончится.
Геннадий Рябцев, доцент НАГУ при президенте Украины
Додати коментар