logotype

Центр стратегічних досліджень та анализу

громадська организація

agro
SICH

Когда вымрут птеродактили

23.02.2013 21:21

Когда вымрут птеродактили

Рядовых авиакатастроф не бывает. Но та, что произошла в Донецке, — случай слишком редкий, чтобы не оставить после себя определенного резонанса. После аварии самолета Ан-24 уже последовало все, что должно было последовать: поиски «черных ящиков», заведение уголовного дела, заявления чиновников о выплатах компенсаций родственникам погибших.

А еще — спекуляции в прессе на тему стоимости чартерных рейсов для чиновников и возраста разбившегося самолета. Да, ему действительно было 40 лет. Компания-разработчик подтвердила, что продленный летный ресурс позволял эксплуатировать эту машину 40,5 года, то есть до конца 2013 г.

Не исключено, что этим дело не ограничится. И, по примеру своих российских коллег, украинские чиновники возобновят «охоту на ведьм». Припоминается, как президент России Дмитрий Медведев периодически делал строжайший «разнос» подчиненным с требованием немедленно избавляться от раритетов в парках авиаперевозчиков. В 2011 г., например, подобные заявления звучали как минимум дважды. Один раз в отношении самолетов Ту-134 после катастрофы на рейсе Москва — Петрозаводск, второй — по поводу такого же Ан-24, разбившегося примерно месяц спустя близ Нижневартовска.

К слову, самолеты Ан-24, Як-40, Як-42, Ту-134 и другие, снятые с производства, в России летают до сих пор. Запрет на их эксплуатацию переносился много раз. Последний раз — с 1 января на 1 июля 2012 г., но и это решение решили отсрочить.

Чиновники любят что-то запрещать. Принимать меры, искать виновных и так далее. Но зачем? Совершенно ясно, что ни одна авиакомпания не заинтересована в том, чтобы разбивались ее самолеты, — это огромные репутационные потери, что уж говорить о финансовых последствиях. Более того, любой авиакомпании известно, что по экономической эффективности такие лайнеры, как Ан-24, существенно уступают более новым разработкам.

Связано это и с расходом топлива, и целым рядом других эксплуатационных характеристик, затратами на проведение модернизации. Тот же Ан-140, к примеру, гораздо привлекательнее с точки зрения затрат авиакеросина, дальности полета и количества кресел, о чем неоднократно говорили компании, имеющие в парках технику старого образца вроде Ан-24. Тем не менее они отчаянно сопротивляются любым попыткам запрета этих лайнеров.

Особая структура расходов определяет и специфику сферы применения таких судов. Преимущественно это чартерные рейсы, где не всегда работает рыночное ценообразование. К примеру, такие, которыми одесские чиновники, по совместительству футбольные фанаты, спешат на очень важный матч.

Все маневры перевозчиков вокруг «советских» самолетов объясняются просто: заменить их сейчас нечем. Выпуск Ан‑24 был прекращен в 1979 г., Ту‑134 — в 1989, Як‑40 — в 1981. До сих пор в парках авиакомпаний всего мира, по данным ресурса russianplanes.net, эксплуатируется 147 единиц Ан-24, 46 единиц Як-42, 121 единица Як-40. Основная их часть — в странах СНГ. То есть уже несколько десятков лет рынок ждет, когда же авиапром, наконец, предложит им замену.

Ожидания подпитываются «сказками» чиновников о том, выпуск какого количества судов заложен в очередной годовой план и сколько бюджетных средств ушло на ту или иную разработку. А самолетов все нет. И самое обидное — есть разработки. Рынок самолеты видел, попробовал и оценил, но вот производство с мертвой точки так и не сдвинулось. 

Можно подождать еще немного. Можно авторитарными методами убрать тех, кто не может себе позволить что-то более современное. Но о региональных авиаперевозках тогда, пожалуй, придется забыть надолго.

Екатерина Гребеник, аналитик Центра транспортных стратегий


Оцінка 0

Додати коментар

Для того що б залишити коментар, необхідно увійти через соц мережу.

ЗМІ ПРО НАС

1

20.01.2024 10:20

Ігор Смешко знову обурив російських пропагандистів правдою про історію України, або як зомбують росіян

img

Передачу, яка вийшла 29 грудня року на Першому російському телеканалі, кремлівські пропагандисти готували заздалегідь ...

4

24.04.2013 12:00

Игорь Смешко: «Смысл жизни — в непрерывности процесса созидания»

img

Газета "ФАКТЫ и комментарии", интервью с Игорем Петровичем Смешко. ...

5

30.01.2013 01:01

Молчание спецслужб по «делу Развозжаева» разрушает веру украинцев в государство

img

Замалчивание руководством СБУ ситуации по «делу Леонида Развожаева» разрушает веру украинских граждан в органы государственной власти собственной страны. ...

ПОГЛЯД

  • 24.04.2013 11:45

    «НАЦІОНАЛЬНА БЕЗПЕКА УКРАЇНИ В ЕПОХУ ГЛОБАЛЬНИХ ТРАНСФОРМАЦІЙ»

    Доповідь президента Центру стратегічних досліджень та аналізу ( НДО), Надзвичайного та Повноважного Посла України, доктора технічних наук, професора, лауреата державної премії України в галузі науки і техніки, Смешка Ігоря Петровича на 2 Міжнародній науково – практичній конференції «Реструктурізація глобального простору: історичні імперативи та виклики», 18.04.2013р. ...
  • 31.03.2013 18:01

    Демократія по-українськи.

    Якщо оцінювати нашу демократію не як абстрактний ідеал, а як живу реальність, то стає очевидним, що вона має набір формальних атрибутів, котрі не забезпечили сподівання людей. Їхні права і свободи не вберегли країну від хаотичного розвитку, а більшість народу – від зубожіння. ...
  • 29.03.2013 19:07

    Контрреволюционная ситуация

    Революционная ситуация» в Украине – одна из топ-проблем сегодняшней национальной политической публицистики. Размышлизмами и прогнозами «что? где? когда?» - основные темы множества статей, претендующих на аналитичность, и комментариев, претендующих на актуальность. ...
  • Александр Воронянский
    05.03.2013 13:17

    Идеология государственного строительства в Украине базируется на теории неолиберализма

    Принесение эффективности общественного развития в жертву интересам поддержания status-quo политических элит в долгосрочной перспективе невыгодно и самим элитам, поскольку снижает объем производимых обществом ресурсов, доступных экспроприации в пользу этих элит. ...

Опитування

Які проблеми є найбільш актуальними для України?

  • корупція;
  • неефективність державного апарату;
  • безробіття;
  • низькі зарплати і пенсії;
  • неконкурентоздатність українських товарів;
  • відсутність національної стратегії
Результати