logotype

Центр стратегічних досліджень та анализу

громадська организація

agro
SICH

Запорожцы сделали укол реформе здравоохранения

15.02.2013 12:53

Запорожцы сделали укол реформе здравоохранения

Желание реформировать здравоохранение в Украине возникло не вчера. Данный вопрос поднимался в правительственных кабинетах уже на протяжении нескольких лет, однако дать старт коренным преобразованиям в этой жизненно важной, в прямом смысле, государственной отрасли было не так-то просто. И все-таки в прошлом году на государственном уровне была разработана Концепция реформирования охраны здоровья, предусматривающая основные направления реорганизации отрасли. Результатом реформы должно стать повышение качества медицинской помощи и обеспечение ее доступности всем категориям населения.

В качестве пилотных регионов были определены Винницкая, Днепропетровская, Донецкая области и город Киев, где в настоящее время и вплоть до 2014 года проходит эксперимент по реформированию системы здравоохранения. Если он даст положительные результаты – эти реформы ждут всю Украину.

Суть эксперимента состоит в четком размежевании первичной, вторичной и третичной медицинской помощи при одновременном создании единой системы, позволяющей «синхронизировать» деятельность врачей на всех этапах оказания медпомощи. Отметим, что на этапе оказания первичной помощи вводится так называемая семейная медицина, являющаяся основным ориентиром реформы. Финансирование планируется распределять таким образом, чтобы полностью покрывать нужды первичного уровня, поскольку от того, насколько качественно на нем проводится лечение, зависит здоровье граждан и демографическая стабильность общества. Чем качественнее медицинская помощь оказывается на первичном уровне, тем меньше осложнений будет у больных, обратившихся за помощью.

Несмотря на то, что Запорожский регион не вошел в вышеприведенный квартет пионеров эксперимента, потомки запорожских казаков не стали ждать отмашки сверху, по собственной инициативе активно приступив к подготовке реформы.
Запорожцы начали работу сразу в нескольких направлениях. В полном разгаре реконструкция 5-го родильного дома, на безе которого планируется открыть Областной перинатальный центр, подходит к концу ремонт Детской областной больницы, идет строительство Центральной больницы в Запорожском районе, разрабатываются программы обучения врачей за рубежом, медленно, но все же обновляется медицинской оборудование не только в областном центре, но и в городах области, в частности, в Мелитополе. Проходит реорганизация скорой медицинской помощи, в рамках которой планируется создание Областного центра экстренной медицинской помощи.

Произошел и ряд громких кадровых изменений. В частности, сменились главврачи Центра экстремальной медицины и скорой помощи, кардиологического диспансера, двух крупнейших больниц, расположенных в Запорожье – 9-й горбольницы, обслуживающей население трех «спальных» микрорайонов Правого берега и Областной клинической больницы – главного госпитального учреждения для жителей всей области, а также онкодиспансера.

Из всех вышеперечисленных моментов, акцентируем внимание на реформировании экстренной медицинской помощи, где создается единая структура скорой медпомощи на базе области по принципу равного доступа и экстерриториальности. Начали, как водится, с разъяснительной работы. Ведь главная цель – доступность и быстрота в оказании медпомощи в угрожающих жизни состояниях. Реформа вводит нормативы, согласно которым бригады скорой помощи должны приезжать на вызов в течение 10 минут в пределах города и 20 минут – в пределах районов области. Уже закуплено 26 автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» и «С». В скором времени должны получить еще 50 машин такого же класса. Это позволит значительно улучшить состояние санитарного транспорта, по большей части давно отслужившего свой срок. Впервые регион получил большое количество медикаментов, закупленных на деньги из госбюджета. Из этого же источника поступили значительные средства на реконструкцию родильного дома под перинатальный центр.

Создание системы экстренной медицинской помощи в регионе разделят на два этапа. К процессу привлекаются лучшие ученые, врачи и организаторы системы здравоохранения.

Вот, собственно говоря, и все, что достойно внимания на этот момент в регионе, который официально не попал в число экспериментальных. Но уже сейчас можно сказать о нешуточных масштабах, затронувших как реформаторов, врачей, так и пациентов. И здесь, как говорится, главное – не навредить. Ведь на кону - жизнь людей.

Андрей Запорожченко (директор департамента здравоохранения Запорожской облгосадминистрации): «В области сегодня функционируют 19 центров первичной медико-санитарной помощи, из них 18 - в структуре центральных районных больниц. Также в области насчитывается 121 семейная амбулатория. В течение 2012 года создано 25 амбулаторий общей практики семейной медицины, в том числе путем реорганизации шести сельских участковых больниц, шести фельдшерско-акушерских пунктов, 11 сельских врачебных амбулаторий. В 13 районах разработаны перспективные программы развития первичной медико-санитарной помощи. - На сегодня в медицинских заведениях области насчитывается 15 137 койко-мест, а это примерно 84 койко-места на 10 тысяч населения. С учетом всеукраинского норматива, который сейчас составляет 80 койко-мест на 10 тысяч населения, в настоящее время в больницах Запорожской области избыток койко-мест - более 600 единиц. Больше всего их в узкоспециализированных отделениях - в кардиологических и хирургических. За последние годы количество койко-мест было уменьшено более чем на 3 тысячи единиц, и в текущем году эта работа будет продолжена: их количество планируется сократить на 185 единиц».

Надежда Севальнева (начальник городского управления по вопросам здравоохранения): «О реформе здравоохранения мы говорим очень давно на уровне Министерства здравоохранения, Кабмина, Верховной Рады, но, к сожалению, все это очень долго оставалось только словами. На пилотных проектах будут отработаны основные направления медицинской реформы с целью выявления как всех ее положительных моментов, так и недостатков, с целью использования наработанного опыта при реализации реформы на всей территории Украины. Мы переняли положительный опыт пилотных регионов, обратили внимание на определённые моменты, которые не способствовали улучшению качества оказания и доступности медицинской помощи. Свои предложения направили Министерству здравоохранения, и на сегодняшний день в ряде документов, которые имеются, учтены наши предложения».

Светлана М-на (терапевт районной поликлиники): «К реформе отношусь крайне отрицательно. Квалификация врачей у нас сегодня очень низкая, как и качество обучения - реформа в предлагаемом виде никого не спасает. Переучить качественно на семейного врача система сегодня не способна. Я интересовалась опытом США, где студент-медик учиться 5 лет, еще 4 года проходит интернатуру и, становясь врачом, имеет в помощниках по 8-10 медицинских сестер высочайшей квалификации! Это сестры могут дать фору отдельным нашим «специалистам» в теоретических знаниях и практических умениях. Доход сестры – 50 тыс. долларов в год, средняя зарплата врача 200-250 тыс. долларов. Кто у нас получает такие деньги? Будет ли стараться хорошо работать и повышать свою квалификацию хирург, ежедневно стоя за операционным столом за 1500 грн. в месяц? А сколько врачу приходиться писать? Карточки, рецепты, отчеты….».
Владимир А-ев. (практикующий врач узкой специализации): «Реформа не подготовлена и в масштабах нашей страны, при нашем менталитете и коррупции быстро качественно ее провести нельзя. На месте чиновников, если бы они действительно стремились провести качественные преобразования в медицине, я бы, помесячно, пошагово говорил людям, общественности о том, что будет делаться в ближайшее время, просто и понятно. Да, может быть сегодня коечный фонд действительно велик и деньги, выделяемые на медицину «размываются» на общем фонде. Но вы представьте очередь под кабинетом планируемого семейного врача, который ведет прием пациента, а у него под дверью с десяток народа с разными диагнозами – подозрением на туберкулез, инфаркт, язву, аппендицит. Рядом мама с месячным малышом. Как Вам такое соседство? Один семейный врач, при всем желании, не сможет освоить направление врача узкой специализации для того, чтобы быстро и качественно поставить диагноз. А ведь есть такие болезни, где все решают минуты!»
Полина Ж-ва. (бывший врач узкой специализации заводской поликлиники): «Я не нашел в материалах открытой печати относительно реформы такого понятия как профосмотр. Кто и как будет его делать в условиях, когда 90% процентов запорожских заводов имеют вредное производство и контроль за состоянием здоровья людей нужен постоянный. Да, сегодня очередь стоит из желающих устроиться на работу, но ведь это – люди и у каждого есть семья, родственники, друзья и никто не хочет умирать».

Вадим Вышинский (эксперт, председатель Запорожской областной организации Партии защитников Отечества): «Реальному обеспечению приоритетного финансирования здравоохранения власть предпочитает самообман в виде пилотного проекта медицинской реформы в трех областях и г. Киеве, начатому в соответствии с Постановление КМУ 7-го июля 2011 года. Пилотам предоставляется действительно повышенные бюджетные ассигнования на оказание бесплатной медицинской помощи. Разумеется, такой пилотный проект по его окончанию будет расценен, как успешный, а от областных регионов потребуют подтянуть уровень здравоохранения до флагманов реформирования, «забыв» при этом увеличить финансирование хотя бы на копейку. Через такие тенденции, да ещё с прицелом на внедрение с 2014 года обязательного социального медицинского страхования, все более проглядывают черты российской системы здравоохранения, для которой характерны единый страховой фонд, централизованное управление сетью бюджетных медицинских учреждений, единая тарифная сетка, бюджетное финансирование с формальной прибавкой в виде страховых поступлений. Это далеко не лучшая в мире модель системы здравоохранения, в которой отсутствует и намек на самоуправление в лечебных учреждениях, а страхование оплачивает не фактически предоставленные медицинские услуги, а является налоговым довеском к прочим источникам государственных доходов – уродливый гибрид советской системы здравоохранения с элементами страховой медицины. Ещё не угроза, но если тенденции сохранятся и далее, то вполне реален искривленный курс отечественной реформы здравоохранения, способный завести медицину в непролазные дебри бюрократической рутины и неизлечимой коррупции. Боже, храни Украину в ее стремлении к европейской системе! Если же обратить внимание на местный уровень медицины, где проблем пруд пруди, то увидим те же ошибки и недостатки, но уже в исполнении своих родных и зачастую бессменных руководителей, добросовестно проводящих политическую и организационную линию правительства и Минздрава».

Анатолий Сидоренко (руководитель запорожского независимого профсоюза врачей скорой помощи): «Согласно стандартам 2009 года, любой автомобиль скорой помощи (класса А.Б,С) должен быть оборудован дефибрилятором (аппарат для «запуска» сердца). Те, которые нам закупили за 800 тыс. грн. каждая машина, не оборудованы этими аппаратами. В этих машинах даже сумки доктора нет… Два «Мерседеса», которые были куплены за 1 млн 250 тыс грн, и до сих пор так и не вышли на линию, тоже без дефибрилятора и электрокардиографа). Из 64 машин скорой помощи, которые сегодня выезжают на линию и оказывают помощь жителям Запорожья, всего одна машина детской реанимации соответствует классу “Б”, то есть оборудована в полном объеме всем необходимым для спасения жизни».

Когда наш материал уже был готов к публикации, в регионе появилось
Открытое письмо Министру здравоохранения Украины, доктору медицинских наук, профессору Богатыревой Р.В., средствам массовой информации

Министру здравоохранения Украины
доктору медицинских наук
профессору Богатыревой Р.В.,
средствам массовой информации

Открытое письмо Коллектива сотрудников ОГС СМП

С 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины №5881-VI «Об экстренной медпомощи». Согласно этому Закону в каждом регионе Украины создается единая система организации и обеспечения предоставления населению экстренной (скорой) медпомощи.
При этом централизация управления и финансирование системы переходят в создаваемые региональные (областные) центры экстренной медпомощи и медицины катастроф (ЦМЭП и МК).

Предполагается, что Закон и его практическая реализация обеспечат адаптацию украинского законодательства и отечественной медицины к европейским стандартам в сфере предоставления экстренной (скорой) медпомощи.

Как показывают реалии, отечественное здравоохранение, медицинские работники и население страны к практической реализации закона не готовы, о чем свидетельствуют многочисленные отклики в средствах массовой информации и на сайтах - форумах медицинских изданий.
Учитывая экономическое, социально-политическое положение в стране, финансовое, материально-техническое и кадровое состояние системы здравоохранения, опыт пилотных регионов в проведении реформы напрашивается вывод, что к такому серьезному реформированию система не готова.

Мы предлагаем, учитывая опыт Литвы, США реформу проводить поэтапно по годам:

1. 2013 год – создание и организация круглосуточных бригад неотложной медпомощи при поликлиниках, подготовка кадров – участковых врачей и семейной медицины к работе по специальности «Медицина неотложных состояний», начало обновления парка санитарного транспорта станции скорой медицинской помощи, приведение в порядок нумерации домов в населенных пунктах, освобождение междомовых и квартальных проездов от самовольно установленных заграждений, выделение отдельных полос движения на магистралях для спецтранспорта и усиление контроля ДАИ за беспрепятственным проездом санитарного транспорта.

2. 2014 год – оборудование современных приемных отделений многопрофильных стационаров, укомплектование их кадрами, диагностической аппаратурой, подготовленных к приему большого количества больных и пострадавших., создание на территории региона единого диспетчерского центра по приему вызовов от населения и оперативных служб.

3. 2014-2015 годы – завершение строительства в областных центрах специализированных больниц скорой медицинской помощи (на сегодняшний день их всего - 14), завершение обновления всего парка экстренной медицинской помощи санитарным транспортом общегосударственного образца «A», «B», «C», оборудованного портативной табельной аппаратурой. Законодательное финансовое обеспечение социальной защиты медицинских работников экстренной медицины, доукомплектование службы врачебными кадрами и младшим медицинским персоналом, введение в обязательный перечень службы экстренной медицины 40 безальтернативных медицинских препаратов экстренной помощи.

4. 2015 год – введение в структуру ЦМЭП и МК станций скорой медицинской помощи на правах отдельных юридических лиц, доукомплектование количества бригад ЭМП до нормативных показателей.

За весь этот 3-х летний период проводить через средства массовой информации разъяснительную работу по изменению ментальности населения к проводимой реформе и ее результатам.


Материал подготовлен
Региональным агентством ЦСИА в Запорожье и Днепропетровске


Оцінка 0

Додати коментар

Для того що б залишити коментар, необхідно увійти через соц мережу.

ЗМІ ПРО НАС

1

24.04.2013 12:00

Игорь Смешко: «Смысл жизни — в непрерывности процесса созидания»

img

Газета "ФАКТЫ и комментарии", интервью с Игорем Петровичем Смешко. ...

2

30.01.2013 01:01

Молчание спецслужб по «делу Развозжаева» разрушает веру украинцев в государство

img

Замалчивание руководством СБУ ситуации по «делу Леонида Развожаева» разрушает веру украинских граждан в органы государственной власти собственной страны. ...

3

19.01.2013 01:13

Институты власти забыли, что должны отстаивать интересы большинства граждан страны

img

Государственные институты власти обслуживают интересы правящей политической силы, а не всего гражданского общества. Причина этого — в отсутствии трансформации положений Конституции Украины, как о демократической стране, в конкретные законы ...

4

30.11.2011 00:00

"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" И "АМНИСТИЯ ПОЛИТИКОВ" - ВЕЩИ РАЗНЫЕ: ПЕРВАЯ, ВОЗМОЖНО, ОЗДОРОВИТ ЭКОНОМИКУ, ВТОРАЯ - ГУБИТЕЛЬНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА"

img

Інтерв’ю президента Центру Смешка Ігоря Петровича газеті «Комсомольская правда в Украине». Бывший начальник спецслужбы рассказал "КП" о том, что он считает главной угрозой для безопасности Украины сегодня. ...

5

27.10.2011 23:15

ДЛЯ МЕНЯ ЕЕ ХАРИЗМА — ПРОСТО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

img

Інтерв’ю віце-президента Центру Обихода Миколи Сергійовича газеті «Комсомольская правда в Украине» ...

ПОГЛЯД

  • 24.04.2013 11:45

    «НАЦІОНАЛЬНА БЕЗПЕКА УКРАЇНИ В ЕПОХУ ГЛОБАЛЬНИХ ТРАНСФОРМАЦІЙ»

    Доповідь президента Центру стратегічних досліджень та аналізу ( НДО), Надзвичайного та Повноважного Посла України, доктора технічних наук, професора, лауреата державної премії України в галузі науки і техніки, Смешка Ігоря Петровича на 2 Міжнародній науково – практичній конференції «Реструктурізація глобального простору: історичні імперативи та виклики», 18.04.2013р. ...
  • 31.03.2013 18:01

    Демократія по-українськи.

    Якщо оцінювати нашу демократію не як абстрактний ідеал, а як живу реальність, то стає очевидним, що вона має набір формальних атрибутів, котрі не забезпечили сподівання людей. Їхні права і свободи не вберегли країну від хаотичного розвитку, а більшість народу – від зубожіння. ...
  • 29.03.2013 19:07

    Контрреволюционная ситуация

    Революционная ситуация» в Украине – одна из топ-проблем сегодняшней национальной политической публицистики. Размышлизмами и прогнозами «что? где? когда?» - основные темы множества статей, претендующих на аналитичность, и комментариев, претендующих на актуальность. ...
  • Александр Воронянский
    05.03.2013 13:17

    Идеология государственного строительства в Украине базируется на теории неолиберализма

    Принесение эффективности общественного развития в жертву интересам поддержания status-quo политических элит в долгосрочной перспективе невыгодно и самим элитам, поскольку снижает объем производимых обществом ресурсов, доступных экспроприации в пользу этих элит. ...
  • Владимир Шуваев
    27.02.2013 14:16

    Мажоритарная система: искушение простых решений

    Если Партия регионов внедрит чисто мажоритарную систему выборов, она рискует выиграть бой, но проиграть войну ...

Опитування

Які проблеми є найбільш актуальними для України?

  • корупція;
  • неефективність державного апарату;
  • безробіття;
  • низькі зарплати і пенсії;
  • неконкурентоздатність українських товарів;
  • відсутність національної стратегії
Результати