logotype

Центр стратегічних досліджень та анализу

громадська организація

agro
SICH

"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" И "АМНИСТИЯ ПОЛИТИКОВ" - ВЕЩИ РАЗНЫЕ: ПЕРВАЯ, ВОЗМОЖНО, ОЗДОРОВИТ ЭКОНОМИКУ, ВТОРАЯ - ГУБИТЕЛЬНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА"

30.11.2011 00:00

"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" И "АМНИСТИЯ ПОЛИТИКОВ" - ВЕЩИ РАЗНЫЕ:  ПЕРВАЯ, ВОЗМОЖНО, ОЗДОРОВИТ ЭКОНОМИКУ, ВТОРАЯ - ГУБИТЕЛЬНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА"

У Смешко - прямой и пронизывающий взгляд профессионального разведчика. Советские диссиденты описывали трюк, которому якобы учили в школе КГБ: смотреть собеседнику нужно на переносицу - тогда глаза не бегают и, кажется, прожигают насквозь - как рентген просвечивают всю подноготную. И я под взглядом экс-председателя СБУ невольно теряюсь, вспоминая рассказы про Андропова. Говорят, Юрий Владимирович мог напугать, только блеснув стеклами своих очков в роговой оправе.

Помню одно из немногих публичных выступлений Смешко - в Верховной Раде, в апреле 2004 года. Он тогда очень походил на Андропова, хотя сам, будучи военным разведчиком, никогда не служил в КГБ. Зал слушал его доклад о событиях вокруг выборов в Мукачево в тишине, лишь изредка прерываемой возгласами удивления. Почему-то информагентства распространили тогда лишь заявление Смешко о том, что руководители групп поддержки обеих кандидатов - и провластного, и оппозиционного - связаны с криминальным миром. А вот другие оценки тогдашнего председателя СБУ позабылись - о том, например, что события в Мукачево - прямая угроза нацбезопасности Украины и что они могут иметь более масштабное повторение... Смешко и сейчас говорит об угрозах нацбезопасности, и главная угроза, в его понимании, коррупция. Мы встретились с экс-председателем СБУ вскоре после того, как он вернулся из Брюсселя. Там проходил круглый стол на ту же тему - коррупция и рецепты борьбы с ней.

ЗА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ НУЖНО БОРОТЬСЯ

- Игорь Петрович, я так понимаю, разговор с европейскими парламентариями получился непростой. Там ведь считают, что у нас под маской борьбы с коррупцией происходят политические преследования…

- Общественное мнение, которое сейчас сформировалось на Западе, действительно, преимущественно не в пользу Украины. И дело не только в том, что против Украины ведутся информационные войны, о чем откровенно высказался один из участников круглого стола от Польши - Матеуш Пискорский. Очевидные просчеты в борьбе за общественное мнение допустила и украинская власть. Причем и за рубежом, и внутри страны.

Бывший глава федеральной разведывательной службы ФРГ Аугуст Ханнинг в недавней статье в одной из ведущих немецких газет прямо спрашивает, по сути, всю Европу: следует ли ставить отношения с Украиной в зависимость от судебного процесса, документов которого мы даже не видели? Однако подавляющее число западных СМИ априори видят в этом судебном процессе - над Тимошенко - лишь политическую мотивацию. Дескать, в Украине, в высоко коррумпированной стране с неустоявшейся демократией, после очередных президентских выборов на скамье подсудимых оказался основной оппонент избранного президента, причем именно по причине своей политической деятельности.

Еще Наполеон говорил о том, последнее слово всегда остается за общественным мнением. Борьба за общественное мнение, если по большому счету, - это прежде всего честная и пронародная политика правительства. Если же учитывать и неизбежно сопутствующие этому процессу факторы противоборства, то это и профессиональная работа соответствующих органов, обязанных упреждающе все просчитывать и предлагать власти пути противодействия враждебным информационно-пропагандистским кампаниям.

- Но разве дело только в общественном мнении? На Западе тоже вспыхивают коррупционные скандалы, бывают громкие процессы. Почему-то в них никто не видит политическую составляющую…

- Нужно говорить правду - разница есть. У нас и у них пока еще разные системы координат, в которых живут простые люди. Современная модель демократии - западноевропейская - формировалась столетиями. Были и революции, и эволюционные процессы, но сейчас это уже зрелые общества, с устойчивыми демократическими принципами и традициями. Разделение ветвей власти - на законодательную, исполнительную и судебную - там не только на бумаге. И контроль над каждой из этих ветвей власти, включая контроль гражданского общества, - не просто декларации. И что не менее важно, незапятнанная репутация, честь, доброе имя - это огромный капитал как в бизнесе, так тем более и в политике. У нас же пока все это - "декларации о намерениях"…

Конечно, и у них есть коррупция. Ведь она стара как мир, еще со времен Древней Греции и Рима. Но если считать коррупцию "системным заболеванием государственного механизма и общества", то в Европе уже выработаны эффективные лекарства и методики его лечения. Победить коррупцию полностью, к сожалению, невозможно. Для этого надо сначала изменить внутреннюю природу человека, избавив его от врожденных пороков. Однако в развитых странах уже научились по крайней мере не выпускать это заболевание из латентного состояния. Если у них - это вирус, который иногда прогрессирует и дает рецидивы, то у нас - уже болезнь, грозящая умертвить само государство.

КОРРУПЦИЯ ИЗ-ЗА БЕДНОСТИ, БЕДНОСТЬ ИЗ-ЗА КОРРУПЦИИ

- Вы сравнили коррупцию с болезнью… Почему мы не можем использовать те же лекарства, которые применяют для борьбы с ней на Западе?

- Во-первых, как учит мировой опыт, для эффективной борьбы с коррупцией необходима политическая воля. Первоначально именно руководители всех ветвей государственной власти - исполнительной, законодательной и судебной - должны лично возглавить эту борьбу, включая планирование, координацию и контроль. Взяв на себя таким образом персональную ответственность за ее результаты. Пока в стране не утвердится мнение, что решение проблемы сдвинулось с места.

Во-вторых, необходимо провести реформирование системы правоохранительных органов государства с исключением дублирования их функций в борьбе с коррупцией. На базе их специализированных подразделений по борьбе с коррупцией целесообразно создать единый национальный орган.

Наконец, в-третьих, я не видел стран с низким уровнем социальной защиты, в которых коррупция побеждена или, вернее, взята под контроль. Эффективно бороться с ней становится возможно только тогда, когда в стране появляется мощный средний класс и рождается независимый Гражданин. С чувством собственного достоинства, а не с мыслью о том, где ему завтра найти работу, чтобы накормить семью. Отсюда - необходимость поддержки на государственном уровне формирования в стране мощного малого и среднего бизнеса и реально действующего гражданского общества.

- То есть коррупция неистребима, пока в Украине существует бедность…

- Пока существует массовая бедность, а госаппарат будет конвертировать свои рабочие места за счет надуманных ограничительных функций в сверхприбыли - борьба с коррупцией будет развиваться по драматическому сценарию. Как у нас…

- …И неизбежно будут возникать сомнения, как в случае с делом Тимошенко, что перед нами: политическое преследование или действительно антикоррупционный процесс…

- Постараемся быть точными в определениях. Политические преследования и практика избирательного правосудия - это разные вещи. Политическое преследование - это когда обладающий властью пытается сделать преступником невиновного человека, представляющего для него политическую опасность. А избирательное правосудие - это когда закон применяется только к тем нарушителям, которые находятся в оппозиции к действующей власти.

Можете спросить - что лучше: первое или второе? Для личности и государства - и первое, и второе плохо. Однако первое гораздо хуже второго. Ведь если первое - это новое преступление, то второе, пусть избирательно, но все-таки обеспечивает правосудие. Кроме того, создает прецедент. Предупреждая, в том числе и представителей действующей власти, что после ее смены за подобные правонарушения их ждет скамья подсудимых...

К ТИМОШЕНКО ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ВОПРОСОВ

- Из ваших слов следует, что Тимошенко виновна. По крайней мере лично вы ее считаете таковой…

- Я не могу считать ее виновной или невиновной, это в конечном итоге прерогатива суда. Однако мне уже приходилось говорить, что в 1997-2000 годах разведорган Украины, которым я руководил, по указанию президента Леонида Кучмы содействовал Генпрокуратуре в расследовании дел Лазаренко. Как известно, в конце концов он предстал перед судом в США и был признан виновным. К Юлии Владимировне было много вопросов, связанных с ее сотрудничеством с Лазаренко. Но в то время она имела статус народного депутата и не сотрудничала со следствием. В 2005 году дела против нее были закрыты. Противозаконно, как я считаю.

Мне также известно, что в настоящее время в суде федерального округа Колумбии рассматривается поданный в 2005 году иск властей США к Павлу Лазаренко о конфискации с его банковских счетов около 250 миллионов долларов. Так вот, в исковом заявлении и материалах этого, уже чисто американского дела, Юлия Тимошенко до настоящего времени фигурирует как сообщница Павла Лазаренко в его преступных махинациях…

- Вы говорите, к Тимошенко было много вопросов. Но кого ни возьми из успешных людей, делавших бизнес в 90-е годы, везде будут преступления, экономические - точно. Может, нам стоило бы перестать ворошить их прошлое? Провести тотальную амнистию "выходцев из 90-х"?

- Вы имеете в виду практику "амнистии капиталов" с целью их возврата в страну? Мировая история знает подобные примеры для привлечения в экономику дополнительных инвестиций. Для Украины при правильном использовании это также может сыграть положительную роль.

Однако не следует и здесь путать разные вещи: "амнистию капиталов" и "амнистию политиков". Первая, возможно, оздоровит экономику, вторая - губительна для государства. В конце концов нечестный бизнесмен рискует лишь своими капиталами, своей собственной репутацией и судьбой своих близких. Политики же по большому счету ответственны за судьбу государства и целого народа...

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Смешко Игорь Петрович родился 17 августа 1955 года в городе Христиновка Черкасской области.

После школы поступил в Киевское высшее зенитно-ракетное инженерное училище имени Кирова, после окончания которого служил в армии.

С 1997 по 2000-й - начальникик Главного управления разведки Министерства обороны Украины. Следующие два года провел в Женеве в должности атташе по вопросам обороны. С 2003 года - первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.

С августа 2003 по февраль 2005 года - глава Службы безопасности Украины, член Совета национальной безопасности и обороны Украины. 12.12.2005 уволен с военной службы в звании генерал-полковника.


Олег Андреев, газета «Комсомольская правда в Украине», 12 грудня 2011 року


Оцінка 0

Додати коментар

Для того що б залишити коментар, необхідно увійти через соц мережу.

ЗМІ ПРО НАС

1

24.04.2013 12:00

Игорь Смешко: «Смысл жизни — в непрерывности процесса созидания»

img

Газета "ФАКТЫ и комментарии", интервью с Игорем Петровичем Смешко. ...

2

30.01.2013 01:01

Молчание спецслужб по «делу Развозжаева» разрушает веру украинцев в государство

img

Замалчивание руководством СБУ ситуации по «делу Леонида Развожаева» разрушает веру украинских граждан в органы государственной власти собственной страны. ...

3

19.01.2013 01:13

Институты власти забыли, что должны отстаивать интересы большинства граждан страны

img

Государственные институты власти обслуживают интересы правящей политической силы, а не всего гражданского общества. Причина этого — в отсутствии трансформации положений Конституции Украины, как о демократической стране, в конкретные законы ...

4

30.11.2011 00:00

"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" И "АМНИСТИЯ ПОЛИТИКОВ" - ВЕЩИ РАЗНЫЕ: ПЕРВАЯ, ВОЗМОЖНО, ОЗДОРОВИТ ЭКОНОМИКУ, ВТОРАЯ - ГУБИТЕЛЬНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА"

img

Інтерв’ю президента Центру Смешка Ігоря Петровича газеті «Комсомольская правда в Украине». Бывший начальник спецслужбы рассказал "КП" о том, что он считает главной угрозой для безопасности Украины сегодня. ...

5

27.10.2011 23:15

ДЛЯ МЕНЯ ЕЕ ХАРИЗМА — ПРОСТО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

img

Інтерв’ю віце-президента Центру Обихода Миколи Сергійовича газеті «Комсомольская правда в Украине» ...

ПОГЛЯД

  • 24.04.2013 11:45

    «НАЦІОНАЛЬНА БЕЗПЕКА УКРАЇНИ В ЕПОХУ ГЛОБАЛЬНИХ ТРАНСФОРМАЦІЙ»

    Доповідь президента Центру стратегічних досліджень та аналізу ( НДО), Надзвичайного та Повноважного Посла України, доктора технічних наук, професора, лауреата державної премії України в галузі науки і техніки, Смешка Ігоря Петровича на 2 Міжнародній науково – практичній конференції «Реструктурізація глобального простору: історичні імперативи та виклики», 18.04.2013р. ...
  • 31.03.2013 18:01

    Демократія по-українськи.

    Якщо оцінювати нашу демократію не як абстрактний ідеал, а як живу реальність, то стає очевидним, що вона має набір формальних атрибутів, котрі не забезпечили сподівання людей. Їхні права і свободи не вберегли країну від хаотичного розвитку, а більшість народу – від зубожіння. ...
  • 29.03.2013 19:07

    Контрреволюционная ситуация

    Революционная ситуация» в Украине – одна из топ-проблем сегодняшней национальной политической публицистики. Размышлизмами и прогнозами «что? где? когда?» - основные темы множества статей, претендующих на аналитичность, и комментариев, претендующих на актуальность. ...
  • Александр Воронянский
    05.03.2013 13:17

    Идеология государственного строительства в Украине базируется на теории неолиберализма

    Принесение эффективности общественного развития в жертву интересам поддержания status-quo политических элит в долгосрочной перспективе невыгодно и самим элитам, поскольку снижает объем производимых обществом ресурсов, доступных экспроприации в пользу этих элит. ...
  • Владимир Шуваев
    27.02.2013 14:16

    Мажоритарная система: искушение простых решений

    Если Партия регионов внедрит чисто мажоритарную систему выборов, она рискует выиграть бой, но проиграть войну ...

Опитування

Які проблеми є найбільш актуальними для України?

  • корупція;
  • неефективність державного апарату;
  • безробіття;
  • низькі зарплати і пенсії;
  • неконкурентоздатність українських товарів;
  • відсутність національної стратегії
Результати