logotype

Центр стратегічних досліджень та анализу

громадська организація

agro
SICH

Перспективы Украины в контексте предполагаемого подписания Соглашения об ассоциации с ЕС

28.03.2013 23:36

Перспективы Украины в контексте предполагаемого подписания Соглашения об ассоциации с ЕС

 

1. В сфере экономики Соглашение об ассоциации мало что дает Украине. Предполагается, что рост экспорта европейских товаров в Украину будет расти более быстрыми темпами, чем экспорт украинской продукции в ЕС. Дефицит (отрицательное сальдо) во внешней торговле увеличится. Защитные меры, которые может применять правительство Украины для контроля ситуации на внутреннем рынке, не предусмотрены.

2. В рамках Соглашения об ассоциации Украина не сможет рассчитывать на предоставление существенной экономической и технической помощи, сопоставимой с помощью, оказываемой странам-кандидатам в члены ЕС (Хорватия, Македония, Сербия, Черногория).

3. Соглашение об ассоциации не открывает Украине перспективы членства в ЕС.

4. Подписание ЕС Соглашений об ассоциации с четырьмя странами «Восточного партнерства» приведет к обострению отношений между ЕС и Россией, поскольку будет означать получение ЕС серьезных преимуществ в рамках прямой конкуренции европейского и российского интеграционных проектов.

5. Россия и страны ТС/ЕЭП могут ускорить введение определенных ограничений в торговле с Украиной, несмотря на то, что введение произвольных ограничений противоречит нормам ВТО.

6. По мере увеличения присутствия ЕС на внутреннем рынке Украины будет в самой острой форме поставлен вопрос о дальнейших перспективах украинского машиностроения. Возможен и весьма вероятен отказ России от кооперации с украинскими предприятиями в ряде отраслей машиностроения, в первую очередь ВПК. Весьма вероятно банкротство ряда предприятий в основных отраслях машиностроения.

7. В условиях продолжающегося глобального экономического кризиса и длительной рецессии в еврозоне существенной проблемой остается привлечение внешних инвестиций. Весьма вероятным можно считать приток инвестиций в сельское хозяйство, однако нет никаких оснований ожидать притока инвестиций в обрабатывающую промышленность. В этом плане многое будет зависеть от динамики экономического кризиса и ситуации в экономике стран ЕС. По оценкам экономистов, нынешний кризис будет иметь длительный и системный характер, и продлится до 2022-2025 гг. Соответственно, поскольку роста потребления в странах ЕС в ближайшее время ожидать не приходится, у европейского бизнеса нет стимулов вкладывать инвестиции в модернизацию украинской экономики.

8. Подписание Соглашения об ассоциации и создание ЗСТ с ЕС уменьшит возможности правительства Украины в плане «ручного регулирования» условий на внутреннем рынке. В таких условиях, в целях развития внутреннего производства и импортозамещения правительство сможет использовать лишь законодательные нормативы, включая предоставление определенных льгот инвесторам, а также обеспечение капитальных вложений в отдельные проекты (при условии наличия свободных средств).

9. Создание ЗСТ с ЕС может привести к существенному улучшению условий деятельности европейского бизнеса в Украине (торговля, банковский сектор). Этим целям должен способствовать созданный на последнем саммите «механизм диалога», позволяющий ставить и решать проблемы любой европейской компании в режиме текущего диалога. Соответственно, по сравнению с украинским бизнесом, иностранные компании окажутся в более привилегированном положении.

10. В случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС его политические статьи начнут действовать с большим запозданием – лишь после ратификации соглашения в Европейском парламенте и 28 парламентах стран ЕС (нынешние 27 стран-членов + Хорватия). Это положение касается, в том числе, создания «совместных институтов» (Совета ассоциации), который будет иметь полномочия принимать обязательные решения.

Вместе с тем, политическое влияние ЕС на политику Украины существенно усилится, поскольку Брюссель будет настаивать на выполнении ряда политических условий, основываясь на двустороннем политическом (юридически необязующем) документе «Повестка дня ассоциации», подписанном в 2009 г. По крайней мере, в двусторонних документах Украины и ЕС Брюссель ссылается именно на это соглашение. При этом представители руководящих органов ЕС требуют от Украины выполнения предусмотренных в этом документе реформ и обязательств.

11. Европейская Комиссия вряд ли намерена прямо вмешиваться в украинско-российские переговоры по газу. Несмотря на заявление Г.Эттингера о том, что трехсторонний газотранспортный консорциум по поставкам газа с участием России, Украины и ЕС будет выгоден для всех сторон, реальное участие ЕС в такой структуре представляется маловероятным[1]. Практическая реализация такого подхода предполагает, как минимум, прямые переговоры между ЕС и Россией об условиях и объемах поставок и транзита газа, к чему Европейская Комиссия на данном этапе не готова. Скорее всего, заявления Г.Эттингера преследуют цель предотвратить создание двусторонней украинско-российской структуры, контролирующей украинскую ГТС, и удержать Украину от уступок «Газпрому» (в форме отказа от соблюдения условий второй и третьей газовой директив Европейской Комиссии).

В сфере энергетики Европейскую Комиссию интересуют в первую очередь украинские подземные хранилища газа (мощностью до 35 млрд кубометров). Руководство ЕС явно не хочет, чтобы эти активы достались «Газпрому» и не прочь установить над ними свой контроль.

Условия, которые Европейская Комиссия ставит Украине в плане реформирования энергетического сектора, противоречат планам создания двустороннего газотранспортного консорциума с участием «Газпрома», поскольку требуют обеспечения равного доступа различных компаний к трубопроводам. В отношении модернизации украинской ГТС Брюссель сохраняет уклончивую позицию. Складывается впечатление, что энергетический директорат ЕС до сих пор не уверен в экономической целесообразности модернизации украинской ГТС. Европейская Комиссия отсрочила решение по кредиту на модернизацию украинской ГТС до конца года. Посол РФ в Украине М.Зурабов объясняет постоянные отсрочки с предоставлением кредита ЕБРР для модернизации украинского участка газопровода Уренгой - Ужгород отсутствием гарантий по долгосрочным объемам транзита газа, что ставит под сомнение рыночную оценку рентабельности газопровода. К другие аспекты, которые могут объяснить длительную отсрочку с предоставлением кредитов ЕБРР для модернизации украинского участка газопровода Уренгой - Ужгород, касаются неопределенности статуса компании  «Укртрансгаз» (была полностью выделена из состава НАК «Нафтогаз Украины» и прошла юридическую регистрацию лишь в декабре 2012 г.) и неясности по поводу режима собственности на украинские магистральные газопроводы.

12. В плане диверсификации поставок газа Украина потенциально может получать значительное количество газа из стран ЕС по реверсу. Реальный объем поставок может составить около 10-15 млрд кубометров, в зависимости от наличия свободных объемов газа на европейском спотовом рынке. Существующая инфраструктура позволяет получать до 5 млрд кубометров газа из Польши, и, возможно, после достройки перемычек, ок. 10 млрд кубометров из Словакии и Венгрии. Поставки в объеме 30 млрд кубометров, о возможности получения которых заявил в Брюсселе министр Э.Ставицкий, расцениваются экспертами газового рынка как маловероятные.

 

 Сергей Толстов, политолог, Директор Института политического анализа и международных исследований (Киев),  специально для Центра стратегических исследований и анализа



[1] По итогам саммита Украина-ЕС министр энергетики и угольной промышленности Украины Э.Ставицкий сделал следующее заявление: Еврокомиссар по вопросам энергетики Г.Эттингер предлагает «рассмотреть вопрос» относительно создания трехстороннего газотранспортного консорциума с участием Украины, России и ЕС. Стороны согласовали намерение провести в течение ближайшего месяца «круглый стол» по этому вопросу. «Предложение от нашей стороны» – чтобы это был Киев. Предполагается, что в мероприятии примут участие «ведущие европейские компании, представители стран Каспийского региона, и компании из США». - См. Лавренюк А. ЕС предлагает Украине создать трехсторонний газовый консорциум – Ставицкий (Укринформ). 25 февраля 2013. - http://1tv.com.ua/ru/specialnews/2013/02/25/8330

 

 


Оцінка 0

Додати коментар

Для того що б залишити коментар, необхідно увійти через соц мережу.

ЗМІ ПРО НАС

1

24.04.2013 12:00

Игорь Смешко: «Смысл жизни — в непрерывности процесса созидания»

img

Газета "ФАКТЫ и комментарии", интервью с Игорем Петровичем Смешко. ...

2

30.01.2013 01:01

Молчание спецслужб по «делу Развозжаева» разрушает веру украинцев в государство

img

Замалчивание руководством СБУ ситуации по «делу Леонида Развожаева» разрушает веру украинских граждан в органы государственной власти собственной страны. ...

3

19.01.2013 01:13

Институты власти забыли, что должны отстаивать интересы большинства граждан страны

img

Государственные институты власти обслуживают интересы правящей политической силы, а не всего гражданского общества. Причина этого — в отсутствии трансформации положений Конституции Украины, как о демократической стране, в конкретные законы ...

4

30.11.2011 00:00

"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" И "АМНИСТИЯ ПОЛИТИКОВ" - ВЕЩИ РАЗНЫЕ: ПЕРВАЯ, ВОЗМОЖНО, ОЗДОРОВИТ ЭКОНОМИКУ, ВТОРАЯ - ГУБИТЕЛЬНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА"

img

Інтерв’ю президента Центру Смешка Ігоря Петровича газеті «Комсомольская правда в Украине». Бывший начальник спецслужбы рассказал "КП" о том, что он считает главной угрозой для безопасности Украины сегодня. ...

5

27.10.2011 23:15

ДЛЯ МЕНЯ ЕЕ ХАРИЗМА — ПРОСТО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

img

Інтерв’ю віце-президента Центру Обихода Миколи Сергійовича газеті «Комсомольская правда в Украине» ...

ПОГЛЯД

  • 24.04.2013 11:45

    «НАЦІОНАЛЬНА БЕЗПЕКА УКРАЇНИ В ЕПОХУ ГЛОБАЛЬНИХ ТРАНСФОРМАЦІЙ»

    Доповідь президента Центру стратегічних досліджень та аналізу ( НДО), Надзвичайного та Повноважного Посла України, доктора технічних наук, професора, лауреата державної премії України в галузі науки і техніки, Смешка Ігоря Петровича на 2 Міжнародній науково – практичній конференції «Реструктурізація глобального простору: історичні імперативи та виклики», 18.04.2013р. ...
  • 31.03.2013 18:01

    Демократія по-українськи.

    Якщо оцінювати нашу демократію не як абстрактний ідеал, а як живу реальність, то стає очевидним, що вона має набір формальних атрибутів, котрі не забезпечили сподівання людей. Їхні права і свободи не вберегли країну від хаотичного розвитку, а більшість народу – від зубожіння. ...
  • 29.03.2013 19:07

    Контрреволюционная ситуация

    Революционная ситуация» в Украине – одна из топ-проблем сегодняшней национальной политической публицистики. Размышлизмами и прогнозами «что? где? когда?» - основные темы множества статей, претендующих на аналитичность, и комментариев, претендующих на актуальность. ...
  • Александр Воронянский
    05.03.2013 13:17

    Идеология государственного строительства в Украине базируется на теории неолиберализма

    Принесение эффективности общественного развития в жертву интересам поддержания status-quo политических элит в долгосрочной перспективе невыгодно и самим элитам, поскольку снижает объем производимых обществом ресурсов, доступных экспроприации в пользу этих элит. ...
  • Владимир Шуваев
    27.02.2013 14:16

    Мажоритарная система: искушение простых решений

    Если Партия регионов внедрит чисто мажоритарную систему выборов, она рискует выиграть бой, но проиграть войну ...

Опитування

Які проблеми є найбільш актуальними для України?

  • корупція;
  • неефективність державного апарату;
  • безробіття;
  • низькі зарплати і пенсії;
  • неконкурентоздатність українських товарів;
  • відсутність національної стратегії
Результати