logotype

Центр стратегічних досліджень та анализу

громадська организація

agro
SICH

Украина в логике формирования «Больших пространств» новой системы международных отношений (часть 1)

30.03.2013 21:50

Украина в логике формирования «Больших пространств» новой системы международных отношений (часть 1)

 

 Официальным, не снятым с повестки дня до настоящего времени,  внешнеполитическим приоритетом Украины является «евроинтеграционный выбор украинской элиты». Украина, зажатая между двумя Большими пространствами – России и ЕС, пока имеет возможность для внешнеполитических маневров между ними. При этом, в системе анализа интеграционных проектов Большого европейского и Большого евразийского пространства необходимо учитывать, что современный Европейский союз – это по большей части геоэкономический проект, где в качестве центра выступает Прирейнская зона (центральная и южная Англия, Бенилюкс, центральная и восточная Франция, западная Германия, Швейцария и южная Италия), в роли полупериферии – остальные государства Западной и Центральной Европы, а место периферии занимают страны Восточной Европы и Средиземноморья.  Кроме того, ЕС для Украины это не только источник внешнеполитических приоритетов, но и угроз.  При этом страны, находящиеся на периферии – Прибалтика, Польша, Румыния, Болгария, Венгрия могут использовать   ресурсы и механизмы общего европейского пространства для реализации своих национальных интересов, которые могут противоречить интересам Киева. Наглядный пример – территориальный спор между Киевом и Бухарестом в отношении Черноморского шельфа.          

Геополитический метод делает производным также следующее заключение – существование современной, даже ослабленной по сравнению с советским потенциалом России, это гарантия территориальной целостности Украины от претензий Польши, Румынии и Венгрии. Ведь, в сущности, Украина в системе Большой России решила для себя главные геополитические задачи: обеспечила выход к Черному морю и воссоединила западноукраинские земли с основной территорией государства. Преимущества интеграции Украины в Большое европейское пространство может быть представлено следующими факторами.

Во-первых, европейский проект сам по себе является привлекательным и передовым в пространстве развития конкурентоспособной экономики и идей в сфере смыслов, то есть, иными словами европейцы могут объяснить, для чего они существуют и  подтвердить это  в материальной плоскости.   

Во-вторых, реализация европейского направления связей и интеграции позволяет присоединиться к развитому в социальном плане проекту, обеспечивающему высокий  уровень жизни. Однако в условиях глобального экономического кризиса данные факторы привлекательности будут нивелироваться. 

 Для определения дальнейшего внешнеполитического и интеграционного курса украинской элиты необходимо исследовать её мотивацию и показать связь с экономическими (олигархическими) интересами.

 Украинский исследователь И.Ломко выделила связь между украинскими финансово-промышленными группами (ФПГ), политическими партиями и другими интересами, которые формируют внешнеполитический курс государства. Она отмечает, что в современной Украине действуют  6 ФПГ, влияющих на проведение внутренней и внешней политики, как на государственном, так и на региональном уровне. При этом под ФПГ понимается совокупность юридических лиц (промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, инвестиционные и прочие кампании), действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции, гарантированного доступа к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надёжного и прибыльного размещения капитала. Отечественные группы классифицируются по территориально-политическому признаку, что подчёркивает тесную связь региональных бизнес-ассоциаций с каналами политического лоббирования. Они имеют склонность к ситуативным альянсам, но вместе с тем, стремятся к политической стабильности и равновесию сил: им необходим хороший торговый климат с Россией и хорошие внешние показатели (рейтинги) как залог успешного продвижения на международный фондовый и кредитный рынки. К украинским ФПГ относятся: Днепропетровская, Киевская, Харьковская, Донецкая, Львовская, Крымская и Крымско-татарская.

ФПГ тесно связаны с политическими элитами, представляющими различные внешнеполитические векторы: западный, восточный, многовекторности (активного нейтралитета), и в отличие от партий восточной и западной внешнеполитической ориентации, предпочитающих сотрудничать с отдельными бизнесменами, партии многовекторной направленности, строят отношения с финансово-промышленными группами.

Партия регионов Украины опирается на Донецкую ФПГ, которую составляют несколько групп, конкурирующих и враждующих на региональном уровне, но достаточно единых в своих действиях во внешнеполитическом аспекте, выступая за многовектороность внешней политики Украины.  Мотивация такой позиции связана с тем, что основные ресурсы и рынки сбыта для данной ФПГ находятся как в России, так и в ЕС.

После прихода к власти пророссийского, как его характеризуют большинство западных экспертов, президента Украины В.Януковича экономические интеграционные процессы на постсоветском пространстве получили новый импульс. Хотя, в настоящее время логика присоединения к Таможенному союзу России – Белоруссии –  Казахстана отбрасывается командой В. Януковича в пользу создания зоны свободной торговли с ЕС, в евразийском направлении происходят процессы, которые укладываются в логику «малых дел» школы функционализма.

 При этом необходимо отметить, что предыдущий президент Украины В.Ющенко, пытаясь включить Украину в интеграционные западные проекты, при помощи СМИ широко обсуждал возможные предстоящие шаги и высказывал желания по ускорению вхождения Украины в НАТО и ЕС.  Однако при всем желании прозападной политической элиты Украины подобная вербальная интеграционная активность не получила продолжения в практической плоскости.

 Напротив команда В.Януковича практически не выносит на широкое обсуждение свои намерения по сближению с РФ в рамках двусторонних отношений, а руководствуется логикой быстрых дел. В то же время, эти действия были направлены на выравнивание балансов между западным и восточным векторами, которые были существенно нарушены предыдущей президентской администрацией В.Ющенко.

  Логика данных исторических и политических событий имеет, как внутренние, так и внешние объяснения.

  Внешним фундаментальным условием интеграционного процесса является готовность ядра интеграции к расширению и принятию объекта интеграции. По всей видимости, ни Европа, ни НАТО не были готовы принять Украину в ее современном формате развития. Реформы, которые необходимо было провести для интеграции в западные проекты, воспринимались, как угроза для положения национальной элиты и, следовательно, срабатывали механизмы самосохранения и логика, что Запад должен интегрировать Украину в современном нереформированном состоянии. Очевидно, что расчет делался на геополитическую логику Запада по необходимости вытеснения России на северо-восток  Евразии, что должно было замедлить процессы восстановления Москвы как силового центра политики и ядра притяжения для реинтеграции постсоветского пространства.

  В этом контексте Россия как центр интеграции готова принять Украину, о чем свидетельствуют, как историческая и цивилизационная общность, так и современные военно-политические, экономические и культурные проекты.    

Украина, Беларусь, Россия и Казахстан составляют интеграционное ядро постсоветского пространства.

При этом исторический опыт показывает, что интеграция и кластеризация регионального экономического и военно-политического блока Евразии возможна как в условиях полупериферии экономики, так и при изменении этого состояния в пользу формирования самодостаточной экономической модели. 

Преимущества интеграции Украины в Евразийский союз могут быть обоснованы исходя из следующих факторов.

Во-первых, Украина имеет долговременный исторический опыт интеграции с Россией. Оценивая его с различных точек зрения, необходимо отметить, что сам факт современного существования украинского государства по территории сопоставимого с французским, а этноса по численности крупнейшего из восточнославянских народов,  является объективным положительным индикатором совместного интеграционного проекта в составе России и Украины.

Во-вторых, Украина в системе Большой России получала привилегированное положение исходя из своего географического положения и более мягкого климата, поэтому здесь размещались сборочные цеха, наукоемкие производства и сельскохозяйственные ресурсы, которые были инкорпорированы в общеимперскую систему экономических связей, находя потребителя в рамках обширного рынка. Такое положение связано с реализацией восточных имперских традиций.

В-третьих, украинская культура является восточнославянской, родственной российской, однако отличающейся своим колоритом и звучанием. Она находила основного потребителя не на Западе, а на Востоке Евразии.

В-четвертых, последний в хронологическом аспекте этап интеграции Евразийского пространства позволил создать на его территории самодостаточную в военно-политическом, экономическом и социальном плане систему. Украина в составе советской экономической системы производила почти четверть ВВП СССР, обладала развитым научно-технологическим комплексом, и достаточно автономным культурным положением. Независимое украинское государство, равно как и другие республики, бывшего СССР, включая Россию, существуют на  инерции его распада, однако ресурсы, которые были заложены прочной советской системой, в настоящее время, находятся на стадии исчерпания. Новый рывок в развитии может быть достигнут при регионализации и расширении человеческих и общественных возможностей, выходящих за рамки национальных государств и глобализационного проекта, вошедшего в длительную стадию кризиса.

  Моделирование на краткосрочную и среднесрочную перспективу позволяет вывести три сценария, при которых будет развиваться система международных связей между Украиной, Европой и Россией.

Александр Ирхин, политолог, доктор политических наук, профессор ТНУ им. Вернадского, специально для Центра стратегических исследований и анализа.


Оцінка 0

Додати коментар

Для того що б залишити коментар, необхідно увійти через соц мережу.

ЗМІ ПРО НАС

1

24.04.2013 12:00

Игорь Смешко: «Смысл жизни — в непрерывности процесса созидания»

img

Газета "ФАКТЫ и комментарии", интервью с Игорем Петровичем Смешко. ...

2

30.01.2013 01:01

Молчание спецслужб по «делу Развозжаева» разрушает веру украинцев в государство

img

Замалчивание руководством СБУ ситуации по «делу Леонида Развожаева» разрушает веру украинских граждан в органы государственной власти собственной страны. ...

3

19.01.2013 01:13

Институты власти забыли, что должны отстаивать интересы большинства граждан страны

img

Государственные институты власти обслуживают интересы правящей политической силы, а не всего гражданского общества. Причина этого — в отсутствии трансформации положений Конституции Украины, как о демократической стране, в конкретные законы ...

4

30.11.2011 00:00

"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" И "АМНИСТИЯ ПОЛИТИКОВ" - ВЕЩИ РАЗНЫЕ: ПЕРВАЯ, ВОЗМОЖНО, ОЗДОРОВИТ ЭКОНОМИКУ, ВТОРАЯ - ГУБИТЕЛЬНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА"

img

Інтерв’ю президента Центру Смешка Ігоря Петровича газеті «Комсомольская правда в Украине». Бывший начальник спецслужбы рассказал "КП" о том, что он считает главной угрозой для безопасности Украины сегодня. ...

5

27.10.2011 23:15

ДЛЯ МЕНЯ ЕЕ ХАРИЗМА — ПРОСТО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

img

Інтерв’ю віце-президента Центру Обихода Миколи Сергійовича газеті «Комсомольская правда в Украине» ...

ПОГЛЯД

  • 24.04.2013 11:45

    «НАЦІОНАЛЬНА БЕЗПЕКА УКРАЇНИ В ЕПОХУ ГЛОБАЛЬНИХ ТРАНСФОРМАЦІЙ»

    Доповідь президента Центру стратегічних досліджень та аналізу ( НДО), Надзвичайного та Повноважного Посла України, доктора технічних наук, професора, лауреата державної премії України в галузі науки і техніки, Смешка Ігоря Петровича на 2 Міжнародній науково – практичній конференції «Реструктурізація глобального простору: історичні імперативи та виклики», 18.04.2013р. ...
  • 31.03.2013 18:01

    Демократія по-українськи.

    Якщо оцінювати нашу демократію не як абстрактний ідеал, а як живу реальність, то стає очевидним, що вона має набір формальних атрибутів, котрі не забезпечили сподівання людей. Їхні права і свободи не вберегли країну від хаотичного розвитку, а більшість народу – від зубожіння. ...
  • 29.03.2013 19:07

    Контрреволюционная ситуация

    Революционная ситуация» в Украине – одна из топ-проблем сегодняшней национальной политической публицистики. Размышлизмами и прогнозами «что? где? когда?» - основные темы множества статей, претендующих на аналитичность, и комментариев, претендующих на актуальность. ...
  • Александр Воронянский
    05.03.2013 13:17

    Идеология государственного строительства в Украине базируется на теории неолиберализма

    Принесение эффективности общественного развития в жертву интересам поддержания status-quo политических элит в долгосрочной перспективе невыгодно и самим элитам, поскольку снижает объем производимых обществом ресурсов, доступных экспроприации в пользу этих элит. ...
  • Владимир Шуваев
    27.02.2013 14:16

    Мажоритарная система: искушение простых решений

    Если Партия регионов внедрит чисто мажоритарную систему выборов, она рискует выиграть бой, но проиграть войну ...

Опитування

Які проблеми є найбільш актуальними для України?

  • корупція;
  • неефективність державного апарату;
  • безробіття;
  • низькі зарплати і пенсії;
  • неконкурентоздатність українських товарів;
  • відсутність національної стратегії
Результати