27.02.2013 14:16
В разгар парламентского кризиса, который закончился (а может, приостановлен?) разблокированием трибуны ВРУ 22 февраля текущего года, Михаил Чечетов заявил о том, что Партия регионов проголосует за введение мажоритарной системы. Это, по его мнению, позволит ПР на возможных досрочных выборах получить триста голосов в парламенте.
Возможные последствия
Не будем обсуждать, является ли данное заявление сугубо инструментом психологического давления на оппозицию или предполагает реальный сценарий осуществления. Попробуем тезисно оценить некоторые возможные последствия (как в целом для отечественной политической системы, так и непосредственно для «партии власти») гипотетической реализации мажоритарной модели, глашатаем которой выступил первый заместитель главы фракции Партии регионов.
Тезис 1. Переход к мажоритарной избирательной системе еще больше усилит действие принципа «победитель получает все» (который в последнее время доминирует в украинской политике) и еще дальше отодвинет страну от консенсусной модели демократии, предполагающей согласование интересов, представленность меньшинства и пропорциональность представительства. В рамках мажоритарной модели побеждает кандидат, набравший большинство голосов в округе, в то время как избиратели, отдавшие свои голоса за других претендентов, остаются без парламентского представительства. В итоге партия, кандидаты от которой победили в большинстве округов, оказывается сверхпредставленной по количеству мест в законодательном органе, в то время как другие политические игроки остаются недопредставленными (исходя из количества избирателей, которые отдали за них свои голоса) или вовсе непредставлеными в парламенте.
Тезис 2. Непредставленность в Верховной Раде Украины значительного числа избирателей (в результате диспропорциональности мажоритарной модели) будет провоцировать дальнейшую делегитимацию парламента как законодательного и, особенно, как представительского института.
Тезис 3. Как известно, достоинства - это продолжение недостатков. Одним из модельных достоинств систем абсолютного и относительного большинства является то, что они облегчают формирование правительства и делают его более устойчивым. Однако, такие кабинеты часто оказываются, по определению Дугласа Рэ, «сфабриковаными», т.е. искусственно созданными за счет того, что в рамках мажоритарной системы партия, не получившая абсолютного большинства голосов, может получить абсолютное большинство мест в парламенте и сформировать монопартийный кабинет. Вместе с тем, устойчивость правительства сегодня не является основной проблемой для Украины. Одной из ключевых проблем является преодоление тенденций к монополизации политического рынка. Если учесть данное обстоятельство, то становится понятно, что вышеупомянутое достоинство мажоритарной системы может стать недостатком, а именно: спровоцировать еще большую гомогенизацию системы государственной власти.
Тезис 4. Еще один аспект, связанный с формированием однопартийного кабинета накануне выборов 2015 года, это фокусировка ответственности за результаты правительственной политики на действующем Президенте. Несмотря на все выгоды «своего» правительства в плане контроля и мобилизации ресурсов, не исключено, что при определенной конфигурации предвыборного ландшафта коалиционный (хотя бы формально) кабинет мог бы создать больше возможностей для расширения партийно - политической и электоральной базы президента-инкумбента (то есть, действующего президента, который вновь участвует в президентских выборах).
Тезис 5. Мажоритарная система относительного большинства, согласно т.н. Закону Мориса Дюверже, способствует формированию двухпартийной системы. С одной стороны, это объективно будет вести к агрегации нынешних оппозиционных партий, а с другой, с большой долей вероятности, может привести к тому, что КПУ окажется в роли «третьего лишнего», как, например, британская либеральная партия в послевоенный период. Исходя из этого, коммунисты (особенно с учетом своего опыта выборов - 2012, на которых они не смогли провести ни одного кандидата по округам) вряд ли утратят инстинкт политического самосохранения и будут способствовать имплементации мажоритарной системы, даже если действующая власть негласно пообещает им свою поддержку.
Тезис 6. Перевыборы по новым правилам могут вызвать серьезное напряжение внутри «партии власти». Те, кто избирался по мажоритарным округам в 2012 году, окажутся перед необходимостью вновь вкладывать значительные средства в кампанию, не имея при этом каких-либо гарантий успеха даже при максимальном использовании т.н. административного ресурса. Более того, многим придется уступить свои «окученные» округа в пользу «тяжеловесов», прошедших в парламент этого созыва по списку, и которые будут претендовать на совыдвижение в базовых для ПР регионах, где шансы на выигрыш значительно больше.
Тезис 7. Формирование парламента на основе мажоритарной системы значительно усложнит контроль над депутатами, как со стороны партийного руководства, так и со стороны действующего Президента. Условно говоря, торговаться с депутатами-мажоритарщиками «в розницу» гораздо более ресурсоемко, нежели проводить решения «оптом» через консолидированную и дисциплинированную фракцию, члены которой более зависимы от партийной номенклатуры, чем депутаты, получившие именной мандат в округе.
Выиграть бой, но проиграть войну
Безусловно, вышеизложенные тезисы отнюдь не исчерпывают круг вопросов, связанных с возможной реализацией в Украине мажоритарной избирательной системы, с выбором ее конкретных параметров, имплементацией и функционированием.
Как известно, идеальных избирательных моделей не существует. Преимущества и недостатки каждой из них можно оценивать, только исходя из того, насколько они способствуют реализации тех задач, под которые они конструировались и реализовывались в данной конкретной стране. Более того, некоторые модельные недостатки вполне могут быть нивелированы за счет определенных механизмов их функционирования (параметры округов, уровня избирательного порога и т.д.).
Тем не менее, хоть избирательная система и не способна сама по себе решить задачу кардинального изменения политического поведения, она задает определенный вектор и тенденции развития, что само по себе уже чрезвычайно важно.
Учитывая это, даже предварительный анализ позволяет констатировать, что Партия регионов, инспирируя переход к мажоритарной модели, может получить больше потенциальных издержек, чем выигрышей. Поддавшись искушению поставить все на административное влияние и финансовый инструмент, и компенсировать падение популярности партии за счет «силового» продавливания своих кандидатов в округах в рамках мажоритарной системы, партия власти рискует выиграть бой, но проиграть войну.
Владимир Шуваев, политолог, Президент Центра социальных и политических коммуникаций (Харьков), специально для Центра стратегических исследований и анализа
Додати коментар