logotype

Центр стратегічних досліджень та анализу

громадська организація

agro
SICH

Идеология государственного строительства в Украине базируется на теории неолиберализма

05.03.2013 13:17

Идеология государственного строительства в Украине базируется на теории неолиберализма

Проблема эффективности политических институтов является одной из наиболее изучаемых в политической науке и одной из самых обсуждаемых в политической среде. Так, теория неолиберализма, на которой строится и идеология отечественного политико-государственного строительства, рассматривает наличие «правильных» политических институтов как основу эффективного развития любой страны. В частности, концепция демократического транзита предусматривает, что именно политические институты демократического, западного образца являются базисом перехода от «неэффективного тоталитаризма» к «эффективной демократии», которая несет «посттоталитарным» странам благосостояние и процветание. Однако все попытки переноса на отечественную почву таких институтов как парламентаризм, многопартийность, представительская демократия европейского образца показали их полную неспособность справиться с задачей демократизации украинского общества.

 

Постсоветские элиты успешно приспособили западные институты для своих нужд

Как правило, политологи пытаются объяснить сложившуюся ситуацию неумением постсоветских политических элит пользоваться западными институтами демократии. В реальности же эти элиты не только достаточно быстро овладели управлением новыми институтами, но и успешно приспособили их для своих нужд. Так, в Украине данную ситуацию ярко иллюстрируют намеренно создаваемые лакуны в законодательстве, постоянные изменения избирательной системы и государственного режима на фоне перетекания общественных ресурсов в сферы, не поддающиеся контролю со стороны общества.

Впрочем, все сразу становится на свои места, если попробовать рассмотреть процесс формирования политических институтов с учетом базисных социально-экономических отношений. В современном обществе существует имманентная необходимость в поддержании стабильности при наличии разнонаправленных сегментированных интересов общественных групп. Инструментом, который призван обеспечивать стабильность путем нормативной регуляции политического поведения и процесса принятия политических решений, и являются эти самые политические институты. Именно поэтому политическая жизнь общества регламентирована множеством правил, норм и процедур. Политические акторы в своих действиях ограничены комплексом различных условий, поэтому политические отношения можно рассматривать как сплошной компромисс (не только добровольный, но и принудительный). Однако сущность этого компромисса, который в рамках неолиберальной теории трактуется как общесоциальный, на самом деле определяется реальной расстановкой сил на арене политического противостояния, а также конечной целью этого противостояния.

 

Реальными субъектами политики выступают акторы, которые смогли сосредоточить концентрацию ресурсов власти

Согласно теории политических систем движущей силой политики является конкурентная борьба за доступ к ресурсам, доступным для данного общества. При этом большинство общества представляет интерес для политически субъектных меньшинств (политических элит) лишь в том случае, когда от него зависит объем доступных для экспроприации ресурсов. Перераспределение общественных ресурсов осуществляется внеэкономическим путем, с помощью политической власти и обязательно предполагает принуждение - насилие или угрозу его применения в отношении объекта экспроприации в случае его сопротивления. Отсюда следует два фактора победы в конкурентной борьбе: способность сосредоточить концентрацию ресурсов власти, достаточную для решающего влияния на принятие решений относительно перераспределения; и способность подавить сопротивление властным действиям по перераспределению со стороны тех групп общества, которые выступают объектами экспроприации.

Поэтому реальными субъектами политики выступают только те акторы, которые смогли создать такую концентрацию. Их интерес к получению экономической ренты от влияния на принятие политических решений определяется существенным превышением данной ренты над доходами от экономической деятельности. Победу в конкурентной борьбе за право экспроприации общественных ресурсов получают субъекты, для которых расходы на подавление конкурентов покрываются рентой от влияния на принятие политических решений. Минимизации затрат способствует наличие политических институтов, закрепляющих достигнутый на определенном этапе конкуренции статус-кво в отношениях между субъектами и объектами политики.

И здесь наблюдается всего два основных варианта развития ситуации. Если среди всех участников борьбы выделяется субъект, способный на безусловное устойчивое доминирование, то политические институты в конце концов выстраиваются таким образом, чтобы жестко закрепить его господствующее положение в обществе, отсекая конкурирующие группировки от легального влияния на процесс принятия государственных решений. При неустойчивом же равновесии между конкурирующими группировками, которое сопровождается попеременным приходом их к власти, политические институты закрепляют гарантии участия в принятии государственных решений для временно отстраненных от государственной власти субъектов. Таким образом, ограничиваются властные возможности временно правящей группировки и, вместе с тем, поддерживаются гарантии ее участия в принятии государственных решений после очередной ротации властных элит.

 

Ни один политический институт не служит абстрактному «общественному благу»

Система сдержек и противовесов, которая выстраивается в процессе конкуренции политических элит при неустойчивом равновесии их ресурсного обеспечения, служит конкретной цели - поддержанию равновесия статусов субъектов конкуренции при минимизации затрат на противостояние. При этом, политические элиты, получающие ренту от принятия властных решений относительно перераспределения, вынуждены довольно значительную долю этой ренты тратить на легитимацию своего статуса в глазах большинства общества. Это большинство, не имея достаточного объема концентрации ресурсов для участия в принятии властных решений, всегда является потенциальной угрозой привилегированного положения элит. Вместе с тем уровень потребления элит обусловлен их способностью извлекать в свою пользу общественные ресурсы - или путем подавления сопротивления большинства, или путем создания в массовом сознании позитивного отношения к существующему порядку перераспределения. Именно этим и определяется основная функция системы политических институтов. Поэтому ни один политический институт не служит абстрактному «общественному благу». Как отмечал американский исследователь Дуглас Норт, «институты ... далеко не всегда создаются для того, чтобы быть социально эффективными; институты ... создаются скорее для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил».

Таким образом, конфигурация системы политических институтов определяется в результате конкурентного воздействия на общественные отношения со стороны реальных субъектов политики, которые защищают свои разнонаправленные интересы, не всегда учитывая интересы большинства общества. Принесение эффективности общественного развития в жертву интересам поддержания status-quo политических элит в долгосрочной перспективе невыгодно и самим элитам, поскольку снижает объем производимых обществом ресурсов, доступных экспроприации в пользу этих элит. Однако, пока для субъектов конкуренции за политическую власть, обладающие контрольным пакетом властных ресурсов, выгоды от привилегированного статуса будут преобладать потери от неэффективности развития, они будут инвестировать свои ресурсы в поддержку и воспроизведения данной системы политических институтов.

Александр Воронянский - профессор кафедры ЮНЕСКО при Харьковском национальном техническом университете сельского хозяйства


Версія для друку Александр Воронянский, для Сайта

Оцінка 0

Додати коментар

Для того що б залишити коментар, необхідно увійти через соц мережу.

ЗМІ ПРО НАС

1

24.04.2013 12:00

Игорь Смешко: «Смысл жизни — в непрерывности процесса созидания»

img

Газета "ФАКТЫ и комментарии", интервью с Игорем Петровичем Смешко. ...

2

30.01.2013 01:01

Молчание спецслужб по «делу Развозжаева» разрушает веру украинцев в государство

img

Замалчивание руководством СБУ ситуации по «делу Леонида Развожаева» разрушает веру украинских граждан в органы государственной власти собственной страны. ...

3

19.01.2013 01:13

Институты власти забыли, что должны отстаивать интересы большинства граждан страны

img

Государственные институты власти обслуживают интересы правящей политической силы, а не всего гражданского общества. Причина этого — в отсутствии трансформации положений Конституции Украины, как о демократической стране, в конкретные законы ...

4

30.11.2011 00:00

"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" И "АМНИСТИЯ ПОЛИТИКОВ" - ВЕЩИ РАЗНЫЕ: ПЕРВАЯ, ВОЗМОЖНО, ОЗДОРОВИТ ЭКОНОМИКУ, ВТОРАЯ - ГУБИТЕЛЬНА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА"

img

Інтерв’ю президента Центру Смешка Ігоря Петровича газеті «Комсомольская правда в Украине». Бывший начальник спецслужбы рассказал "КП" о том, что он считает главной угрозой для безопасности Украины сегодня. ...

5

27.10.2011 23:15

ДЛЯ МЕНЯ ЕЕ ХАРИЗМА — ПРОСТО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

img

Інтерв’ю віце-президента Центру Обихода Миколи Сергійовича газеті «Комсомольская правда в Украине» ...

ПОГЛЯД

  • 24.04.2013 11:45

    «НАЦІОНАЛЬНА БЕЗПЕКА УКРАЇНИ В ЕПОХУ ГЛОБАЛЬНИХ ТРАНСФОРМАЦІЙ»

    Доповідь президента Центру стратегічних досліджень та аналізу ( НДО), Надзвичайного та Повноважного Посла України, доктора технічних наук, професора, лауреата державної премії України в галузі науки і техніки, Смешка Ігоря Петровича на 2 Міжнародній науково – практичній конференції «Реструктурізація глобального простору: історичні імперативи та виклики», 18.04.2013р. ...
  • 31.03.2013 18:01

    Демократія по-українськи.

    Якщо оцінювати нашу демократію не як абстрактний ідеал, а як живу реальність, то стає очевидним, що вона має набір формальних атрибутів, котрі не забезпечили сподівання людей. Їхні права і свободи не вберегли країну від хаотичного розвитку, а більшість народу – від зубожіння. ...
  • 29.03.2013 19:07

    Контрреволюционная ситуация

    Революционная ситуация» в Украине – одна из топ-проблем сегодняшней национальной политической публицистики. Размышлизмами и прогнозами «что? где? когда?» - основные темы множества статей, претендующих на аналитичность, и комментариев, претендующих на актуальность. ...
  • Александр Воронянский
    05.03.2013 13:17

    Идеология государственного строительства в Украине базируется на теории неолиберализма

    Принесение эффективности общественного развития в жертву интересам поддержания status-quo политических элит в долгосрочной перспективе невыгодно и самим элитам, поскольку снижает объем производимых обществом ресурсов, доступных экспроприации в пользу этих элит. ...
  • Владимир Шуваев
    27.02.2013 14:16

    Мажоритарная система: искушение простых решений

    Если Партия регионов внедрит чисто мажоритарную систему выборов, она рискует выиграть бой, но проиграть войну ...

Опитування

Які проблеми є найбільш актуальними для України?

  • корупція;
  • неефективність державного апарату;
  • безробіття;
  • низькі зарплати і пенсії;
  • неконкурентоздатність українських товарів;
  • відсутність національної стратегії
Результати